Это мой практический отчет о вводе первого прикорма. Как это получилось на практике именно у меня: от педагогического прикорма (адаптационного периода прикорма) до завершения первого этапа.
Поскольку мне посчастливилось (к 9 мес. я уже явно вижу результат) вписать в график молодой мамы обучение по прикорму, я не волновалась, что пищевой интерес у моего ребёнка не спешил проявляться. К 6 месяцем его не было совершенно, хотя практически всё время дома мы проводим на кухне. Сидеть в этом возрасте он тоже не торопился. Поэтому мы ждали нужное время не смотря на убеждения педиатра, что с нашим весом надо скорее вводить прикорм. Я просто брала его с собой во время приёма пищи и полулежа на колени. Не на все трапезы, конечно, когда получалось.
Наблюдала. Тем временем ребёнок изучал ложки, салфетки, какие-то баночки, поварежки, что находилось под рукой, однако еда его не интересовала совершенно.
Прикорм мы начали почти в 7 месяцев, позднее стало понятно: у нас проблема взять небольшие кусочки. Отсюда педогогический этап “давать со своей тарелки микродозы продукта” у нас затянулся и шел несколько недель вместе с едой с ложки.
Мы попали в ту группу малышей, которые отлично едят ложкой, но не могут сами брать мелкие кусочки.
С кусочками вопрос был решен так, раз нельзя взять рукой – можно положить в ложку. Я стала делать пюре с кусочками.
Прикорм я стараюсь готовить сама. И давать именно свежеприготовленные продукты, благо пока позволяет время.
Баночки у нас есть, они больше на экстренный случай или, например, если у мамы случается передышка по кухне. Такие дни бывают, “я же ж еще и девочка”, а не только мама. Да и готовлю всем разные блюда в виду особенностей питания, поэтому иногда передых просто необходим. На прогулку прикорм мы пока не брали. Во-первых, кушает ещё не так аккуратно. Во-вторых, у нас всегда с собой грудь. А как понятно из более ранних тем, грудное вскармливание для меня первоочередно, и нет проблем с перекусом на прогулке.
☝ Кстати, совсем недавно в сети находила обзор по грудному молоку, так вот уже проведено несколько исследований, естественно зарубежных, в нескольких странах мира независимо друг от друга. Научно было доказано, что
“чем дольше лактация, тем выше жирность молока у мамы… в 2 года ГМ дает ребёнку около 30% энергии”.
Сейчас не буду искать ссылку, пост про прикорм. Если вам интересно, этот материал есть в сети. Это к тому, что мамам на ГВ можно спокойно брать с собой на перекус грудь. Насколько я помню, исследования делались на возраст от 1 года до 2х. Там приведены цифры и отчеты, довольно интересный материал. Также на курсах нам давали информацию, что при недомогании ребенок способен оставаться исключительно на грудном вскармливании несколько дней без ущерба для здоровья до 2 лет.
Начали мы прикорм с овощей, в принципе, тут все было по предложенной ранее схеме https://www.mama-nika.ru/tablitsy-i-shemy-vvedeniya-prikorma-rebyonku-pravila-vvoda-produktov-na-pervye-6-nedel/ (таблица ввода продуктов на первые 6 недель). И все овощи в целом пошли хорошо, даже брокколи. И с нее же кстати ребенок стал кормить себя сам руками. Не знаю, почему так много о ней отзывов про отказ. Отлично она пошла. Возможно, потому что практически всегда это были свежеприготовленные сырые☝ овощи (не заморозка), или просто ребенок к ним достаточно благосклонен. Из баночного пюре я давала: hipp, sempler, спеленок и фрутоняню. Все пюре исключительно только овощи без добавок.
☝Что меня смутило в баночках. В капусте добавлена вода. Из-за этого баночное пюре гораздо жиже реально перетертой капусты. Что это? Экономия на цене за счет воды. Думайте сами.
Что касается предпочтений по маркам баночного пюре: не могу сказать, что готова дать какое-то заключение. Из того, что мы пробовали, по цветной капусте: фрутоняня не особенно понравилась, hipp на вкус малыша оказалось вкуснее, ел его с аппетитом в те дни, когда временно исчезла капуста с прилавка.
По кабачкам: sempler – цукини кушал хорошо и само пюре густое, спеленок – кабачок пожиже и вкус другой, но тоже кушал его хорошо. Больше особо сравнить мне не с чем. Главное, будьте внимательны при покупке. Тут большое значение имеет именно состав ☝некоторые не очень добросовестные производители добавляют рисовую или овсяную муку, это не есть хорошо. В составе должны быть только овощи, максимум плюс вода.
Каши. С ними как-то не особенно пока идут дела. То ли для него вкус сам по себе каш не очень понятен. Пока ребенок готов кушать гречку и рис с моей тарелки крупинками по чуть-чуть. А вот коробочные детские каши не очень воспринимает. Как на мой вкус, коробочные действительно какие-то безвкусные. Понравилась только рисовая крупа, вот она вполне похожа на рисовый отвар. Имеет вкус. Коробочные каши я брала только на время ввода прикорма, когда нужно 1-2 ложки. Как только каши прошли тест на реакцию со стороны ЖКТ, в них в общем-то необходимости особой нет. Можно варить обычную крупу и домельчать блендером, как и рекомендует ВОЗ
Когда чуть позже мы распробовали тыкву, каша пошла охотнее!
☝По кашам также надо очень внимательно читать состав. Даже по безмолочным. Чего только в них не наровят запихнуть. То мальтодекстрин, чтоб объем был побольше, то сахар, чтоб каша послаще. Не хочу называть особенно отличившихся: читайте состав ☝, не жалея времени и сил.
Из всех каш, доступных в наших ближайших магазинах могу назвать следующие марки, где в составе только крупа и максимум витамины или пробиотик (инулин): Колинска bebi, фрутоняня, флер альпин и беббиситтер. Эти безмолочные каши соответствуют параметрам детского питания. По другим, смотрите внимательно, конечно, скорее всего есть ещё добросовестные производители, их просто нет в нашем магазине. Остальные, что я изучала по составу, мне не подходят. Именно по указанным выше причинам ☝.
И в заключении первого этапа ввода прикорма на практике.
Вода. Мой ребенок сразу стал пить из чашки. Точнее никакого другого варианта ему я не предлагала. Освоил он эту технику довольно быстро и очень ловко. Наверное в течение недели. Возможно потому, что я всегда много пью воды именно из чашки. И при этом он почти всегда у меня на руках. И тут заразительный пример пошёл на пользу. Поэтому я так понимаю, раз нет альтернативы, то дети действительно довольно ловко копируют. Пьёт воду теперь в каждый приём пищи, что очень меня радует. Конечно, надо быть готовым, что примерно треть или даже больше останется на футболке или за шиворотом, или на ваших ногах. Главное, терпение и понимание, что это временно. Как и остатки еды в метре от вашего места питания и на 360 градусов.
Я сразу отказалась от детского кресла. Ребенок ест на моих коленях.
Во-первых, позволяет его вес (мне это удобно, и дискомфорта я не испытываю, опять же теория привязанности в действии).
Во-вторых, так ребенок лучше вовлечен в процесс. Видит, как кушает мама, другие члены семьи. Плюс легко создать ценность пищи: кто не съел, тот опоздал. Ребёнок видит, что каждый всё подъедает с тарелки, сам себя кормит и не намерен упустить добавку.
На этом этапе собственной тарелки у него нет. Я даю или со своей: то с рук, то со стола, то куском побольше в ручку. В общем, надо пробовать по-разному. Как быть с пюре? Я для себя открыла лайф-хак.
сегментированная тарелка!
Как, например вот такая https://ru.iherb.com/pr/NUK-Gerber-Graduates-Tri-Suction-Divided-Plates-6-Months-2-Plates/77349?rcode=LON8652
С такой тарелкой гораздо легче следить за процессом и кушать самой, чем одна тарелка под твердую пищу, вторая под пюре для прикорма. Так удачно получается соблюдать принцип “кушать из маминой тарелки” и при этом маме спокойно есть из дальнего сегмента то, что малышу не предназначено. Плюс можно проворно отодвинуть её, если ребёнок пытается атаковать.
Готовить я стараюсь на раз. Максимум на завтрак и обед разом. Я пробовала на вкус и свежеприготовленный кабачок и его же на следующий день подогретый: разница есть. То есть разница не только в потере витаминов, что всем понятно, а в потере именно вкуса. Для меня это важный показатель, ведь смысл первого прикорма познакомить ребенка именно со вкусом нового продукта, а не накормить. А раз есть разница, я готовлю здесь и сейчас. Как это будет при 5 разовом графике, покажет время.
☝ Лайф-хак для занятой мамы, которая по определённым причинам не может готовить на раз.
Вы можете сделать заготовки на два дня. Например, на два обеда или постарше на 2 обеда и ужин. Просто ставьте на пар из расчёта на 2-3 порции 2 вида овоща одновременно. Далее раскладываете всё порционно в отдельные стеклянные баночки с крышкой и закрываете горячими. Не открываете до очередного приема пищи. Храните всё в холодильнике. Срок хранения лучше 24 часа. Максимум 36 часов. (Консультация технолога). При вскрытии у вас будет хлопок, как при вскрытии пюре. Это значит, воздух не попал, можно кушать. Стеклянные баночки можно заменить современными хорошими пластиковыми контейнерами на закрутке. Смотрите пометки по пластику на дне. ☝
Итак, за первые два месяца ввода прикорма мы, особенно никуда не торопясь, освоили овощи, каши, печеное яблоко и воду. В 9 месяцев начали вводить мясо. И стало сразу понятно, наш ребенок точно не вегетарианец
За это время малыш уже понимает, что в маминой тарелке гораздо больше вкусного, чем ему достается. Например, недавно он отверг свою рисовую кашу, так как добрался до маминых рисовых макарон, которые изучал с огромным интересом и на вкус, и на вид. Зато он с первого дня ест сам: руками, ложкой, как получается. Поэтому будьте готовы, что какое-то время вы сами перейдете на несоленое варено-паровое меню. Вам же польза. Вам же и результат. Что для вас важнее в этом вопросе: чистота или самостоятельность? Выбор за вами. Я выбираю принцип “я сам” как в этом вопросе, так и во многих других. Ещё в беременность мне попалась книга мамы-психолога “Я ленивая мама”, которая очень созвучна с темой не только естественного прикорма, а вообще естественного выращивания детей. Она будет интересна к прочтению, если вы хотите развивать самостоятельность детей естественно и без принуждения.
А у нас впереди мясо, другие фрукты и разные миксы: 2 этап прикорма. Основные его принципы тут https://www.mama-nika.ru/kak-vvodit-prikorm-na-vtorom-tretem-i-chetvertom-etape-prichiny-rasstrojstva-zhkt-pri-vvode-prikorma-i-puti-resheniya/.
В планах посты про первое детское меню. Сейчас я как раз в процессе изучения детского рациона. Ведь у нас есть особенность питания – аллергия на белок коровьего молока, а значит и кальций нужно будет доставать из других продуктов. Кстати про безмолочные блюда я пишу в отдельной рубрике https://www.mama-nika.ru/category/retsepty/ тут все освоенные мной рецепты без лактозы и глютена для взрослых.
А пока всё. Как оказалось, не так страшен первый прикорм, как разговоры вокруг него. Немного труда и терпения, и у вас всё получится. Любите детей.
☝ Естественный прикорм – это альтернатива педиатрическому прикорму. Поэтому примите решение, что для вас важно: научить и сформировать правильное пищевое поведение и плавно перевести на общий стол или ввести прикорм быстро и получить больше свободы действия.
Естественный прикорм возможно труднее на первом этапе, зато его результат – это здоровое отношение к еде в будущем. Педиатрический прикорм – это быстро, но есть свои ограничения. Главное из которых, не все детские животики готовы к таким объёмам, как хотят того ученые медицинские умы. Об этом я упоминаю, мне кажется, везде. И не менее важный минус такого прикорма, – некоторые мамы и бабушки особенно, с таким энтузиазмом берутся за дело, что в порыве следования инструкциям забывают, что перед ними вообще-то человек со своей индивидуальной нервной системой, уровнем развития жкт, настроением, в конце концов. Поэтому даже если вы выбрали для себя прикорм по педиатрической схеме, постарайтесь сохранять здравый рассудок. Ребенок – такой же человек и иногда у него просто может не быть аппетита есть вашу кашу-малашу. Особенно если дитя на ГВ, до года пропуск приема прикорма вообще ничего не значит. Я сейчас не говорю о детях, которым по медицинским показаниям прописан определенный режим питания. Я говорю об обычном режиме ввода прикорма.
Ложки несколько штук, у нас их пять. Вариант ложки на ваше усмотрение. Здесь цель пресечь любимую игру малышей “а ну-ка, подними”. Ложка упала – пропала. Ложки закончились – трапезе конец.
Салфетки. Протирать стол, если пролилось, просыпалось. Стол должен быть чистым.
Чашки и вода. На первом этапе в чашку наливаете воду на глоток. Выпил – ещё глоток. И суше будете, и психологический момент: сначала выпей, что есть.
Добавка. Новый кусочек или ложка даётся только когда съедено имеющееся. Следите, чтобы трапеза не превращалась в игру. Пропал пищевой интерес – моем руки и играть вне стола.
Желаю вам и малышам получить как можно больше удовольствия от нового опыта