Психология прикорма. Часть 2

Читайте первую часть этой статьи тут — https://www.mama-nika.ru/psihologiya-prikorma-iz-serii-deti-otrazhenie-nas/

Совместная трапеза

Ребёнку от 0 – 2 очень важна телесная взаимосвязь, это психологически доказанный факт, не требующий дискуссии. Через прикосновения, через кожу включаются рецепторы головного мозга, с помощью которых ребёнок учится осознавать самого себя. Этот факт показывает, что совместная трапеза для ребёнка в период ввода прикорма помогает ему лучше осознавать, что с ним происходит. Так дети быстрее адаптируются за общим столом, учатся различать вкусы и запахи, с помощью мамы быстрее обучаются кушать ложкой, пить из чашки. Не просто механически открывают рот навстречу ложке.

Позже ребёнок спокойно будет сидеть рядом с вами, однако не спешите отсаживать малыша с колен, каждому нужно свое время. Если малыш возвращается со своего места к вам на колени, позвольте ему покушать с вами, просто в следующий раз снова посадите за свой стул.

Своё место у малыша появляется в среднем в 11-13 месяцев. До этого момента мама и малыш питаются совместно.
Совместная трапеза помогает малышу осознанно подходить к процессу приёма пищи – это первый и важный этап на пути формирования пищевого поведения.

Замечено, что при совместной трапезе грязи остается гораздо меньше, чем когда малыш питается за отдельным стульчиком. Меньше вариаций для игр.

После года. Ребёнок всё еще мало ест

Пища – это просто пища. Иногда мамы или бабушки закладывают в процесс принятия пищи слишком много эмоций, а это просто топливо для организма. Понаблюдайте за собой, сколько времени вы тратите, чтобы накормить и сколько реально съел ребёнок.

Решение. Расслабьтесь. Кушайте сами, через 2-3 дня ребёнок присоединится. Главное, снимите значимость, будто ребёнок должен быть накормлен, у себя в голове. Это важно. Направьте любовь, эмоции на ребёнка, а не на еду.
Основная проблема толстых тетушек в том, что когда-то мама закладывала в пищу слишком много эмоций. И сейчас им кажется, что еда такая яркая, даёт кучу ощущений. А на самом деле, – это просто пища, удовлетворение энергетических потребностей организма и не более того.

Один нюанс, пока ребенок на ГВ он будет кушать меньше, чем те, кого уже отлучили. Как только вы завершите грудное вскармливание, ребёнок начнет есть больше, чтобы питать себя. Это конечно не повод завершать ГВ раньше только потому, что соседский мальчик уже лопает котлеты. Всегда сравнивайте своего ребёнка только с самим собой, с ним месяц назад, неделю или день.
Это избавит и вас и его от лишнего невроза.
Спокойная и любящая мама важнее пятиразового приема пищи.

Жёсткие границы

Когда мы говорим ребенку: “едим мы только за столом, только в определённое время и только ложкой/вилкой.”, мы программируем его. Ребенок, когда вырастает, не сможет поесть в лесу на пикнике на газетке. Будет переворачивать всё внутри: “так нельзя”, “не могу”. И осознать истоки этой нервозности достаточно сложно, так как это заложено в раннем детстве.

Избегайте жёстких границ. Границы должны быть гибкими.
Сюда же относится вопрос о перекусах. Да, когда это превращается в кусочничество, это уже перегиб, перегиб мамин. Дать ребенку кусочек фрукта или сыра или сладкую конфету, – решает мама. Ребёнок же увидел еду, захотел, начали вырабатываться желудочные соки, слюна в конце-концов. Игнорировать этот процесс однозначно чревато тем, что ребёнок так и не научится распознавать значимые импульсы аппетита, голода и насыщения.

Границы ставятся, когда это касается жизни и здоровья, тут ваша реакция будет однозначно жесткой.
Во всех остальных случаях кушать можно и на кухне, и в гостиной, и на улице яблочко помыть. Другой вопрос культура приема пищи, этому он уже научится с вас. Не бойтесь, что сейчас он измажет ковёр, он вырастет и будет более аккуратным. Собираться за семейным столом – это хорошая традиция, не делайте из этого повинность: отделяйте мух и котлеты. Руководствуйтесь принципом: “мы не воспитываем, а живем рядом”, не всю жизнь он будет есть руками, сейчас для него это новый опыт, а как надо он скопирует с вас чуть позже.
Как говорят психологи: “нельзя научить плавать устно”, нужен опыт.

Перефразирую это к вопросу о еде: нельзя научить любить морковку, не дав понять, а что это.

“Выходите из коробки “

Этот простой и одновременно практически не выполнимый для кормящей мамы навык, поможет вам обходить острые моменты и не только прикорма. Старайтесь смотреть на ситуацию как бы со стороны, как будто это происходит не с вашим ребёнком. Это очень помогает отключить эмоциональную нагрузку.
Приведу наглядный пример из практики, когда мамино сознание слишком вовлечено на решение одной задачи, что она не может охватить картину целиком.

Мама: “Кормлю я грудным молоком, но хочу отлучить, поскольку живот болит очень часто у малышки, и в связи с этим сложно отслеживать на какой продукт будет болеть животик, плюс постоянно нервы и у меня, и у малышки. Скажите не будет ли стрессом для ребенка одновременно отлучение от груди, ввод смеси и прикорм?”

Что мы видим, мама готова отказаться от действительно важного ради одной цели. А что по факту. ?

Для ребенка в любом возрасте отлучение от груди стресс, и чем младше малыш, тем это труднее переносится. Во время отлучения от груди новые продукты пробовать малышу нельзя. В то время как грудное молоко – это самая лучшая признанная на сегодня профилактика аллергии. Другой вопрос, маме следует пересмотреть свой рацион и определить, в чем причина расстройства жкт. Каких ферментов пока не хватает, чтобы новая пища комфортно усваивалась, и что в мамином рационе затрудняет усвоение грудного молока. Наблюдать и вести пищевой дневник.

Запомните продукты, которые могут с большой долей вероятности вызывать газообразование у малыша через грудное молоко. Возможно, что-то из этого вы кушаете и не подозреваете о таком побочном эффекте.

  • яблоки, особенно зеленые,
  • бананы,
  • виноград, изюм,
  • свежий хлеб, дрожжевые булочки и пироги,
  • капуста,
  • горох, фасоль, бобы,
  • большое количество сладкого,
  • кефир, молоко.

Для ребенка ваше молоко – не просто питание, это важнейший для контакт с вами. До 1 -1,5 лет ребенок пока не ощущает себя полноценной единицей, он находится в слиянии с мамой, а процесс прикладывания к груди, тактильные ощущения дают импульс в активизации импульсов головного мозга. Как уже было написано вначале, актуально и тут. Так малыш учится понимать, что он – это он, а мама – это мама.

Также именно грудное молоко позволяет сформировать правильную работу кишечника. Не говоря уже об иммунитете малыша, именно так малыш получает антитела от вас, что защищает его от многих заболеваний. Не стоит думать, что с вводом смеси проблемы с животиком исчезнут, наоборот, их станет еще больше. Все смеси хоть и адаптированы, но содержат белок коровьего молока, что для кишечника ребенка ничуть не полезно, а даже вредно. А если у вашего малыша выявится лактазная недостаточность или аллергия на БКМ, – грудное молоко станет вашим спасением. Все безлактозные смеси или смеси безмолочные – это синтетика, химия одним словом, не вдаваясь в подробности.

Вот такие открытия можно сделать, если рассматривать ситуацию в комплексе, а не решать отдельную задачу. Отличным навыком станет умение смотреть на процесс как-бы сверху. Как если бы мы были просто зрители. Конечно, маме, 24/7 находящейся в слиянии с ребенком, сделать это крайне сложно. Для этого ей просто необходима поддержка мужа, его логика и более холодный разум и конечно немного отдыха, хотя бы 30-50 минут в день.
Но это уже совсем не про еду. Заботьтесь о кормящих мамах вдвойне, они двойная драгоценность.

Читайте первую часть — https://www.mama-nika.ru/psihologiya-prikorma-iz-serii-deti-otrazhenie-nas/

Таблица ввода прикорма на первые 6 недель – https://www.mama-nika.ru/tablitsy-i-shemy-vvedeniya-prikorma-rebyonku-pravila-vvoda-produktov-na-pervye-6-nedel/