Сначала ответьте на эти вопросы, и посчитайте количество положительных и отрицательных ответов
- Мама знает, что такое совместная трапеза, понимает цель её организации в рамках обучения навыкам потребления пищи.
- Мама знает, для чего мы потребляем те или иные продукты, что нам дают овощи, мясные белки, зерновые и чем отличается кефир от цельного молока. Почему нужно начинать с овощей или каш.
- Ребенок активно участвует в совместных трапезах с родителями, изучает, что происходит за столом, проявляет интерес к предметам за столом (отличных от пищи).
- У малыша хорошо налажено грудное вскармливание, нет ярких отрицательных реакций со стороны ЖКТ. (Бывает расстройство живота, стула, в случае отклонения мамы от рационального питания, не постоянно, т.е не день, через день)
- Угасает сила рефлекса выталкивания пищи — врожденный рефлекс, который защищает новорожденных детей от попадания в глотку инородных предметов. То есть, если дать ему ложечку кабачка, он не вытолкнет его тут же обратно с большим количеством слюны.
- Сила сосания груди заметно выросла.
- Малыш подносит ко рту предметы, а вы замечаете появление в это время подобие «рефлекса жевания».
- Малыша сложно отвлечь предметами за столом (салфетки, ложки), он/она хочет именно еду из вашей тарелки.
- Малыш способен держать в руках ложку (не имеет значение в правильном положении или нет)
- Способен сидеть на коленях с поддержкой.
- Мама знает, что на любой продукт может возникнуть отрицательная реакция, и у вас готова «аптечка» первой помощи.
Ключ к тесту очень простой, чем больше у вас ответов «Да», тем лучше вы подготовлены к прикорму. Почему я говорю «вы»? Всё просто: этап обучения малыша взрослой пище, это школа и для мамы, в которой вам предстоит стать педагогом.
И здесь я хочу вспомнить замечательную фразу одного из моих учителей: «У нас не может хорошо получаться то, чему мы не учились», а педагогика — это тоже наука.
А сейчас давайте разберём каждый пункт подробнее.
- Я не просто так разместила понятие «совместная трапеза» на первое место. Важность этого пункта нельзя недооценивать, т.к. первое, с чего начинается #ПРИКОРМ, это осознание целей и принципов процесса. Тут как в строительстве, если вы не заложили прочный фундамент — дом маловероятно выдержит все нагрузки стихии. Подробнее о «Совместной трапезе», её особенностях организации вы можете прочесть в постах ниже по ленте с пометкой «Совместная трапеза» или в разделе «Прикорм» на сайте mama-nika.ru есть несколько подробных статей с примерами из консультационной практики.
- Очень важный пункт! Именно мамино «знание» или «незнание» здесь избавляет маму от мучений: «а можно ли это дать?…». На курсе «Прикорм с умом» первое, с чего я начинаю разговор, когда дело доходит до таблиц прикорма: ваш ребёнок уникален, а любые даже самые лучшие и продвинутые таблицы — универсальны, именно вы видите в процессе усвоения продуктов, что идет хорошо, а с чем лучше повременить. Поэтому так важно понимать, чем кабачок отличается от горошка.
- Не путайте этот пункт, с пунктом номер 8, речь идет именно НЕ об интересе к пище и вашей тарелке, а об интересе к миру. Активное участие в совместной трапезе как раз позволит вам с легкостью определить тот самый момент, когда в поведении малыша что-то изменилось. Чтобы вам было немного проще понять это сейчас, – внимательно прочтите пункт 8.
- Почему важен этот пункт, который, казалось, не имеет отношения к пище с общего стола. Дело в том, что если у малыша к 5,5 — 6,5 месяцам всё еще остаются нерешенные проблемы с усвоением самой лучшей адаптированной жидкой пищей, есть явные проблемы со стулом, колики, газы, вздутие… ввод пищи отличной от ГМ может усугубить ситуацию. Поэтому первое: решаем вопрос, что мешает усвоению ГМ: мамина диета, содержащая белки, которые малыш пока не в состоянии усвоить в виду ферментативной незрелости, «заселенная» некачественная флора в период новорожденности или ГВ, врожденные аномалии ЖКТ. Все эти вопросы более детально разбираем на курсе «Прикорм с умом».
- Это самый простой пункт. Заметить его очень просто, и тем не менее он говорит о том, что малыш теоретически готов к питанию, отличному от жидкого. Но, здесь есть небольшая оговорка, исчезновение рефлекса само по себе не говорит о готовности к прикорму.
- О чем говорит нам сила сосания груди? Правильно, что мышцы окрепли и малыш готов применить их к чему-то еще интересному. Это тоже дополнительный признак готовности к прикорму.
- Этот признак — следствие признака номер 6, окрепли мышцы челюстей.
- А этот признак более чем ярко отражает психологическую готовность малыша к прикорму. Это и есть ничто иное как Пищевой Интерес. Все сейчас про него знают, но его часто путаюсь с интересом к миру. Примерно в возрасте 4 месяцев малыш начинает активно познавать этот Мир, и особенность его изучения в том, что сейчас он делает это через рот. И иногда мама говорит: «он все тащит в рот, наверное голодный». И здесь нас еще подводит первый скачок роста и видимость «пустой груди», шепотки на ушко «мы все немолочные, пора давать прикорм» и т.д. Здесь как никогда важно ваше самообладание, знание признаков готовности к прикорму и понятия «лактационный криз». Первый скачок роста психологический самый сложный, малыши обычно повисают на груди круглосуточно, что вводит маму в панику. На самом деле через 3-4 дня грудь подстроится и начнет наполняться вновь уже бОльшим объёмом, отвечая запросам малыша. Вам нужно просто этот момент перетерпеть, т.к. в возрасте примерно 4 мес. малышу становится необходимо потреблять почти в 2 раза больше молока. И таких кризов будет еще несколько, они зависят он освоения новых навыков: пополз, встал, пошел. Пищевой интерес, это когда вы уже никак не можете отвлечь малыша за столом предметами быта, его интересует именно еда, он готов достать её у вас из рта.
- Здесь речь идет о физиологической способности захватывать предметы, как привило, она проявляется гораздо раньше, но если по каким-то причинам этого не произошло, необходимо обратиться к специалистам (невролог, ортопед, педиатр).
- Этот пункт не самый показательный, не все детки способны сидеть самостоятельно на этапе знакомства, однако раньше он являлся чуть ли не самым важным, я оставила его, т.к. вы можете встретить его в литературе, посвященной прикорму. На самом деле достаточно того, чтобы малыш мог присутствовать на ваших совместных трапезах и видеть, что происходит за столом. Какой эффект это дает, вы можете прочесть в статье «Как мы освоили первый прикорм», когда-то я сама прошла этот интересный опыт, как и многие мамочки, наши школьницы. И к году многие из них получали поразительные результаты, когда ребёнок уже сам подносил ложку ко рту. Есть даже случаи, что дети просто запрещают кормить себя, и мамочка жалуется, что в доме стало слишком грязно. Поверьте, — это временное неудобство, пройдя через которое, очень скоро малыш научиться кушать аккуратно, наблюдая за вами и получая вашу поддержку. О становлении пищевого поведения с 1+ мы говорим 3,5 часа на большом вебинаре «Едим с умом». Это смесь детской психологии от 1-3 лет и применение её в рамках питания. Полученные знания помогут вам сформировать правильное отношение к еде без насилия и уговоров. Кстати, многие пункты мы показываем в вечных сторис с рецептами.
- Этот пункт, хотя и находится на последнем месте, по важности номер раз. Потому что мамина уверенность в своих действиях, отсутствие лишнего «шума» в голове и понимания, как решать «внештатные» ситуации — это 70% успеха. Даже если отрицательная реакция возникала, важно понимать, что с ней справиться можно! И мама может сделать это самостоятельно. Да, с появлением малыша, мы становимся и педиатрами, и психологами, и воспитателями, и аниматорами. На нас мгновенно обрушивается огромный объём навыков, о которых мы и не подозревали, хотя перечитали в беременность всего Комаровского. В итоге, получилось всё не так. Материнство — это тоже профессия, и вам она по силам!
Остались вопросы – пройдите курс Прикорм с Умом! – https://prikorm.mama-nika.ru/kurs_prikorm_s_umom
А вы готовы к прикорму? Сколько баллов набрали?