В этом посте я публикую выдержки из моих практических работ. Они включают в себя как советы, данные мне лично, так и обращения, подобранные в интернете, специально для разбора их на практике. Тут вы с большой долей вероятности встретите и советы, которые уже услышали от бабушек, педиатров или «опытной мамочки», которая «троих накормила же как-то и твоего накормит». Под советом я пишу в чем его вредность и далее как заменить эти действия на корректные с точки зрения «Естественного прикорма» (ЕП)
Пожалуйста, не путайте его с «Педиатрическим», цель которого быстрее внедрить общий стол и заменить кормления привычной едой (грудное молоко / смесь). Цель ЕП — постепенный переход от жидкой пищи к общему столу. Этот вид прикорма более щадящий для ЖКТ и учитывает уровень развития нервной системы, а также учит формированию устойчивого правильного пищевого поведения, однако требует больше трудозатрат мамочки на самых первых этапах.
В то же время помогает избежать трудностей в дальнейшем, вызванных чрезмерным форсированием событий и быстрым наращиванием объёмов. Решение в любом случае за вами. Какова ваша цель: побыстрее и посытнее, а дальше «как пойдет», или с четкой целью учить ребёнка кушать самостоятельно сразу, пускай медленнее и менее чисто. Учить понимать, что он ест, нравится ли ему этот вкус, хочет ли он больше или он насытился. Всему этому учит естественный прикорм, более долгий вначале и в интересах ребенка, а не педиатра и галочки в журнале «прикормлен».
Как правило, это совет педиатра для мамы маловесного ребёнка. Его дали и мне, и моей сестре. Причём нам, например, педиатр же озвучила сама и вредность своего совета. Это звучало так: «Будьте готовы, что проблемы с животом усилятся, т.к. ЖКТ ещё недостаточно сформирован». А обоснование, помимо малого веса было ещё такое, что «В 4 не введете — ребёнок останется без витаминов, т.к. к 6 мес. уже всё из мамы высосет». Так, вместо того, чтобы расширить и обогатить рацион мамы, поднажать на ГВ, была рекомендация ввести каши и тем самым расстроить только формирующуюся микрофлору и работу ЖКТ.
Микрофлору, которая так важна для формирования иммунитета, заменить полезные иммунные бактерии грудного молока на кашу. Да, каша богата клетчаткой и более калорийна, но давать её нужно в большом объеме, чтобы это оказало влияние на прибавку в весе. Большие объёмы опять же в 4 месяца к хорошему не приведут, а в дозе прикорма это будет просто бесполезно. На вес это влияния не окажет. Помимо всего прочего, в 4 месяца говорить о появлении пищевого интереса — очень рано. О нем не было сказано вообще. Т.е. мы получили совет, в котором не учтены 2 главных критерия ввода прикорма: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес).
Особо отмечу! Слишком раннее введение прикорма чревато последствиями со стороны ЖКТ ребенка: понос/запор, боли в животе, аллергия в виду незрелости ферментов. В 4 мес. пищеварительная система может не справиться с перевариванием иной пищи, кроме привычной жидкой (гм / смесь), т.к. ферменты ещё недостаточно созрели, плюс кислотность желудка гораздо ниже кислотности взрослого организма, что также может вызвать негативные последствия в связи с ранним вводом взрослой пищи.
Плюс в 4 месяца лактация еще недостаточно хорошо установлена, есть реальный риск вытеснить грудное вскармливание, которое до 6 месяцев крайне необходимо ребёнку и с точки зрения формирования ЖКТ и для становления иммунной системы малыша. В обычной пище нет ни грамма тех нутриентов, что содержатся в грудном молоке помимо иммуноглобулинов.
Итак, исходная ситуация: ребенок набирает по нижней границе первые 3 мес. по 550 граммов. Это ниже педиатрических таблиц, однако, соответствует современным нормам — минимум 125 гр./неделю. Прикладывать чаще к груди, не только по требованию ребенка, но и по инициативе мамы. Наладить ГВ, если нужно с консультантом. Самой маме сохранять спокойствие и наблюдать. Перестать взвешивания каждый день, и даже каждую неделю. Кормить.
Забыть про граммы и весы. Больше гулять и улучшить собственное питание. Обсудить с педиатром и гинекологом возможность ввода поливитаминов (консультация специалиста важна). Обогатить свой рацион: овощи, фрукты, злаки, мясо. Обсудить ввод пробиотиков себе и ребенку (наверное, это с гастроэнтерологом, раз такой педиатр, или другим педиатром, если есть возможность). Наблюдать. Мой ребёнок добрал вес за 4 и 5 меся по 1 кг только на ГМ.
Что касается ввода прикорма. Наблюдать за развитием малыша. Для ввода прикорма необходимы 2 условия: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес). Ориентироваться необходимо в первую очередь на эти факторы. А проблемы с весом решать иным способом. Т.к. цель ЕП, не увеличение веса, а плавный переход от жидкой пищи к твердой. ЕП знакомит малыша с новыми вкусами и рационом семьи, и не применяется с целью набора веса.
Этот совет — пережиток советской педиатрии. Он не только вреден, даже опасен. Как пишет педиатр Яков Яковлев «В настоящее время введение соков и фруктов в рацион ребенка ранее 6-8 месяцев считается ненужным. Это связано с отрицательным влиянием их на желудочно-кишечный тракт ребенка, особенно в возрасте ранее 4 месяцев. Также раннее ведение соков способствует появлению у ребенка аллергических реакций, колик, жидкого стула, снижению прибавок в массе тела и т.д.» А вводить соки в объеме нескольких капель или миллилитров просто бессмысленно, так как никакой пищевой ценности они не представляют.
В виду высокой кислотности соки вводятся не ранее 1 года (рекомендации ВОЗ) Их следует добавлять в один из уже введенных прикормов в качестве вкусовой добавки. Также можно их предложить ребенку после того, как он получит основную пищу (кашу, овощи, мясо). Если ребенок отказывается от соков или фруктов, то безболезненно можно временно исключить их из рациона. Основная задача прикорма по жидкостям — научить ребенка пить из чашки.
Более того, ценность воды в качестве жидкости выше и сформирует у малыша полезную привычку на всю жизнь: пить не менее 1 л. в день в уже взрослом возрасте. А соки и компоты — это вторично и придумано производителями соков для увеличения продаж сока в детском сегменте (куда ж без маркетинга).
Этот совет вреден сразу по двум аспектам:
Если ребенок отказывается от какого-то продукта, в этом нет ничего критичного. Бывает, дети интуитивно чувствуют, что этот продукт по какой-то причине не подходит именно в данный момент. А возможно, ребенок просто консервативен в еде. Настаивать на употреблении продукта не нужно, сделайте перерыв. Потом выставьте его ещё раз. Возможно, с 3-5 раза ребенку станет интересно узнать новый вкус. Опять же таких попыток может быть до 10 −15. В любом случае, нужно наблюдать за ребенком, показывать позитивный пример, кушать его самой и даже театрально нахваливать как бы самой себе.
Не настаивать на том, чтоб ребенок пробовал, этот продукт вкусный, с чего бы вам им делиться. Задача ребенка кормить себя самого, когда-то, с большой вероятностью, он сам проявит интерес, если вы будете с аппетитом кушать и создавать «дефицит» как в мультике про Винни-Пуха: «мед вроде бы есть и вот уже нет». Хорошо если этот продукт будут кушать и другие члены семьи также с аппетитом, спрашивать добавку. Если же интерес к какому-то продукту не придёт, ищите, чем можно заменить. Возможно, ребенку просто не нравится что-то в этом продукте (запах, вкус, цвет). И это тоже нормально.
Цель: Ввести новый продукт любой ценой, повысить питательную ценность прикорма, быстрее ввести новое, скрыть новое, чтобы не заморачиваться. Т.е. накормить новым продуктом, от которого отказывается.
В целом я ответила на этот вопрос в ситуации 3. Маскировка пищи не соответствует задачам естественного прикорма: знакомство со вкусами, постепенный переход от жидкой пищи к обычной, поддержание пищевого интереса и формирование пищевого поведения. В этом совете явно формирование извращенного вкуса и пищевого поведения: сейчас я съем эту бяку и получу «вкусняшку».
Это не способствует понимаю ребенка: нравится мне этот продукт или нет, и есть ли у него в принципе шансы мне понравиться. Мозг не может получить эту информацию при маскировке. Плюс является угрозой: раскрытие обмана сформирует недоверие к поступкам родителей. И далее недоверие в целом, что в свою очередь подорвет здоровую привязанность ребенка и веру. Если брать по нарастающей (если ситуации будут дублироваться и/или применяться и в других областях жизни ребенка).
Дайте ребенку самому решить, будет он кушать этот продукт или нет, понять, какой это вкус, какой запах, что он чувствует. Сформировать собственное мнение, нравится ему новинка или нет. Если не нравится сейчас, настаивать на употреблении не нужно, пройдет время, всё изменится. Если считаете этот продукт исключительно важным — продолжайте сами его кушать с аппетитом.
Однако, в любом случае всегда можно найти замену по аналогичному составу витаминов и микронутриентов. Если в дальнейшем ребенок не захочет кушать этот продукт, ничего страшного. Часто дети первых лет жизни едят 8-10 продуктов и вполне себе счастливы. Вам же лучше — меньше заморачиваться с готовкой. Просто покупайте периодически что-то новое, иногда даже не свойственное вашей местности, культуре.
Пускай ребенок видит, что разнообразие — это нормально. Что вот этот забавный розовый фрукт с белой мякотью в крапинку (драконий глаз) действительно можно кушать и даже приятно кушать. Если ребенок боится нового, в принципе робкий в т.ч. и в еде, со временем будет смелее. Главное, поддерживайте его в его любопытстве, не отказывайте в кусочке, если просит, и не настаивайте, если отказывается.
Цель: заинтересовать ребенка пищей, пусть таким методом, чтобы потом накормить.
Цель прикорма — знакомство с разными вкусами. В том, что ребенок участвует в приготовлении пищи нет ничего плохого, однако это несет в себе иную цель: развитие навыков, социализация. Для этого можно просто готовить и совсем не обязательно есть.
Сейчас ребенка будет легко накормить любимой едой, но когда он наиграется, есть риск в отказе от прикорма. Т.е вредность в том, что совет дан на сиюминутный момент, а в перспективе может навредить итоговой цели прикорма — переход на общий стол. Также вредность в том, что ребенка могут заставлять кушать то, что он приготовил.
Лучше сделать акцент именно на знакомство с новыми вкусами и развитие пищевого интереса (ПИ). Возможно, потребуется больше времени, однако в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды. Необходимо брать ребенка с собой во время трапез, кушать самой маме, желательно, чтобы другие члены семьи кушали разные блюда, в т.ч новые. Показывали пример. Так ребенок увидит, что кушать новое интересно и не менее вкусно, чем то, что он уже успел полюбить.
Любимые блюда должны появляться на столе не чаще обычного графика и готовить отдельно для малыша любимое не стоит. Лучше показывать, что новое тоже очень вкусно своим примером, т.е. с аппетитом поеданием последнего. Дать, когда малыш сам попросит новое. Если в какой-то прием пищи ему ничего не понравилось, не страшно, что-то возможно вызовет интерес в следующий раз. Главное он видит, что всё поданное в тарелке быстро исчезает, значит, это то же скорее всего вкусно.
Цель: Накормить посытнее, но меньшим объемом (для малоежек).
Стремясь накормить посытнее мама забывает о возможных последствиях с ЖКТ (аллергии, запоры, поносы, вздутие). Организм ребенка отреагирует, и маме придётся решать уже иные задачи. К сожалению, такие советы не редкость в погоне за стрелкой весов. Стремясь соответствовать нормам набора веса или из боязни быть поруганной в очередной раз педиатром, мама забывает, что перед ней прежде всего человек со своей конституцией, особенностями развития ЖКТ. Особенно важно ребенок может недополучать разных полезных веществ из других малокалорийных продуктов.
Ребенок сам выбирает, что он будет кушать, исходя из своих вкусовых предпочтений. Мама контролирует объем пищи, однако как раз в меньшую сторону, чтобы малыш не переедал. И параллельно дает пример, как вкусно кушать то или то.
Стремитесь разнообразить рацион семьи, 1-2 раза в неделю выставляйте что-то новое, чтобы малыш имел возможность знакомиться с новым вкусом. Также можно готовить блюда или выставлять продукты, не свойственные региону проживания, показывая ребенку, что есть и иные продукты, и из них что-то может ему понравиться. Чаще ходите в гости или кафе, особенно где есть другие родители с детьми. Это и новые вкусы, и пример других людей. Это поможет малоежке расширить границы рациона и получать разные микронутриенты (витамины и минералы).
Цель: Ну, пускай ест хоть так. Или накормить более привычным, удобным, быстрым, аккуратным способом.
Извращение понятия «прикорм» и в конечном счете 0 результата. Такие советы формируют «малоежек», для которых «Педиа шу» придумал целый чудо-напиток. Спрос рождает предложение. Такие советы красиво вещают с экранов телевизоров для поднятия продаж. А зачем напрягаться — дайте соломинку. Сначала смесь, потом соломинку. Что вы мучаетесь, материнство — это вам не каторга.
Цель прикорма — научить ребёнка кушать самому. Давая пищу привычным способом, у него не только не будет стимула научиться, можно также в принципе пропустить период появления самого важного: пищевого интереса. А после его угасания научить ребенка кушать будет сложнее.
Данный совет помогает накормить сейчас, но не помогает на долгосрочную перспективу.
Плюс, ребенок не учится жевать и глотать, не учится пользоваться столовыми приборами. Одним словом, зачем, вы это делаете?!
Если ребенок по каким-то причинам не кушает прикорм в нормальном его виде, возможно, его ЖКТ еще не готов, рефлекс выталкивания не угас, ферменты не развиты, нервная система не сформирована. Прежде всего, ответьте себе на вопрос «зачем вы это делаете и по какой причине?». Хотите завершения ГВ досрочно? — вы на верном пути. Жидкий прикорм, в конечном счете, вытолкнет грудное молоко (особенно если возраст до 6-7 мес.) И вам придется вводить смесь. Однако в ней нет и доли тех ценных иммуноглобулинов, которые есть в вашем молоке.
Грудное молоко — это прививка от всех болезней, так говорят мировые педиатры. Давая кашу в бутылке, вы не решаете проблем с питанием и не добавляете ценности пище. Каша нужна для знакомства со вкусом крупы, сегодня гречневая, завтра рисовая и т.д. Для развития навыков жевания (через соску её жевать не надо). Более того, например, углеводы ферментируются слюной. Нет смысла пить кабачки, их надо жевать. Совет один — отложите важные домашние дела, взрослые члены семьи вполне в состоянии поесть сами.
Если они против несоленых каш и овощей — пускай режут себе колбасу. И присаживаются к столу. Сварите 2-3 блюда без соли и сахара, приготовьте приборы, усадите малыша на колено. И день за днем терпеливо, малыш будет учиться у вас, а вы помогать. Через 20 лет вы вообще не будете знать, каким «картоном»: «ролтоном» или «дошираком» он сегодня обедал. И это зависит от вас. От того, насколько сейчас вы научите его своим терпением перетирать деснами кабачки и крупы. Будет ли он кушать здоровую пищу или мезим после еды зависит от вас, с этих самых первых минут.
Начинайте прикорм сначала вне зависимости от возраста, чтобы он ел сам. Всё, что вы дали до этого из бутылки, — это не прикорм. Это решение ваших проблем с насыщением.
Важно поощрять в ребенке самостоятельность, хвалить за аккуратность и игнорировать, если что-то наоборот пролилось или упало. Между приемами пищи — еда недоступна. Только фрукты и вода находятся на видном месте. Воду пьют все, в любое время. А фрукты можно попросить. Это будет стимулировать ребёнка кушать самостоятельно, а не как он делал раньше через соску или грудь, — только открывал рот.
Цель: Накормить большим объемом.
Ещё один совет на пути к малоежке. У ребенка нет интереса к еде, как к ценности. Он не понимает, зачем ему это всё есть. Сейчас это «замамканье» решит вопрос (краткосрочно), а в год ребенок просто откажется есть т.к. эта игра ему надоест.
Накормить большим объёмом через уговоры не ведёт к формированию собственных предпочтений в еде, также мозг ребенка должен сам научиться понимать, насытился ли организм или нет. Т.е., давая много сейчас, в будущем есть риск, что ребенок не научится ловить сигналы организма: голоден ли он, хочет ли он ещё каши или нет, и хочет ли вообще эту кашу. Родители как бы решают тут за него. Это в перспективе может сыграть во вред.
Плюс, большой объем пищи приводит к проблемам с пищеварением.
Я бы скопировала предыдущий ответ. Добавив то, что надо кормить себя, формировать ажиотаж вокруг пищи, она не безгранична. Ты не успел, просидел за игрой, мультиком — пища закончилась. Жди нового приема. Ничего страшного не произойдёт, если ребенок пропустит трапезу, тогда к следующей он будет уже более расторопным. Сейчас вы играете в игру «ложечка за маму», чуть позже «каша за киндер-сюрприз», еще год-два и в результате ребенок уже сам диктует вам правила игры. И скорее всего они будут очень далеки от правильного пищевого поведения.
Уберите акцент с ребенка и «ложечек». Красиво накрывайте стол, приглашайте к трапезе всю семью, делайте еду видимой, а удовольствие от процесса непосредственно приема пищи зримым. Ребенок сам проявит интерес и попросится на колени. Потом начнет выпрашивать кусочки. Давайте ограниченно, еда вкусная и просто так она никому не достанется. «Сначала съешь, что попросил, потом получишь больше. Да, смотри, будешь играть с едой, больше может не достаться, все ведь хотят кусочек».
Если ребенок не садится за стол, начинает звать вас или кого-то из домашних играть, объясните, что пока не покушаете, не придете. Придется ему посидеть и подождать. Возможно, сначала он будет забираться к вам от скуки или интереса, посмотреть, а что тут все делают. Потом инстинкт «накорми себя» сработает. Также ни под каким предлогом не следует возвращаться к старым методам. Игры закончены, ребенок это должен четко понимать.
В этом посте наглядно разобраны часто-встречающиеся ситуации ошибочного поведения во время ввода прикорма и его становления. Как правило, все они имеют краткосрочный эффект. Однако, как и в любых других вопросах, я предпочитаю сразу смотреть, а что мы получим в итоге.
Надеюсь, мои «анти-советы» помогут вам выстроить процесс более естественно и безболезненно для вас и ребенка. Конечно, потрудиться придется. А выбор в любом случае за вами.
Любите детей — кормите адекватно, берегите их маленькие животики и микрофлору
Мой профессиональный путь — это более шести лет работы рука об руку с семьями, обмен опытом с сотнями мам, чтобы сейчас предложить вам готовую карту Прикорма, где бережно и кропотливо я проложила прямой маршрут и отметила все «лавиноопасные места» и варианты их объезда.
В моих постах и статьях заложены не только знания, но и искренняя забота о том, чтобы путь прикорма каждой семьи был гладким и радостным. Мой собственный путь обучения начался в 2018 году, когда я как мама поняла, что обычных рекомендаций для гармоничного развития ребенка недостаточно. Так началось моё первое обучение как консультанта по прикорму. Дальше – больше: не было ни одного месяца за все 6 лет, чтобы я не открывала для себя новые программы обучения и развития в профессии, логично они привели меня в Детскую нутрициологию. Сейчас я не просто дипломированный специалист, за моими плечами более 20 программ обучения в сфере здорового питания и поддержки качества жизни и здоровья через еду.
Всё это «комбо» вылилось в создание уникального обучающего курса для вас «Прикорм с умом».
Если тема прикорма кажется вам лабиринтом, мой курс станет вашим проводником. Я постаралась разложить все аспекты и принципы здорового питания ребенка доступно и системно, чтобы каждая мама чувствовала себя уверенно и вдохновлённо на этом пути. Ведь перед вами уже более 1000 счастливых мам и семей уверенно ведут деток дальше благодаря основам здорового рациона, заложенного с первой ложки.